Развитие евразийских городов: Ростов-на-Дону

История становления Ростова-на-Дону неотделима от истории Азова. Азов, с присоединением южных земель и Крыма, потерял своё значение, как порт, но значение земель вдоль Дона стало расти, а донские казаки начали активно возделывать и собирать богатые урожаи.

Изначально на месте современного Ростова-на-Дону была крепость. При Елизавете Петровне в крепости и рядом с ней были устроены несколько таможенных застав для сбора «портовой пошлины» и для «смотрения привозимых греками и других наций людьми, товаров, а также, чтобы великорусские купцы и донские казаки иностранных товаров глухими трактами не ввозили в Россию». Учреждённая в этом месте Темерницкая таможня – вот главная «стволовая клетка», давшая жизнь будущему городу Ростов-на-Дону.

С самого начала своего образования Ростов-на-Дону был частью крупной системы расселения, выполняющей оборонительные, пограничные, таможенные, торговые и портовые функции на всем протяжении устья Дона и наиболее полноводной его части, в которую входили и Азов, и Таганрог.

К 1856 году Ростов становится главным среди всей системы Азовско-Донских портов. Основными предметами экспорта через ростовский порт являлись железо, пшеница, льняное семя, шерсть овечья, сало, масло коровье, парусина. И все эти товары шли со всей России, собираясь «на выходе» в Ростове. В это же время в Ростове начинают мостить улицы и оборудовать набережные, составляющие сегодня предмет законной гордости ростовчан.

Планировочная структура современного Ростова, естественно, ориентирована на реку Дон. Городское уличное строительство развито, в основном, на правом, северном берегу Дона. Этому есть объяснение совсем не градостроительного порядка: когда армянская Нахичевань осознала активный рост Ростова, армянские купцы потребовали отдать им левый берег Дона для их отдельных рынков и складов. Ростовчане на это ответили петицией к правительству с требованиями не разрешать сепаратный рост «армянского рынка», и левый берег остался, фактически, не застроен. Только сейчас, в 2018 году к чемпионату мира по футболу, на левом берегу Дона построена целая инфраструктура спортивных сооружений.

Более подробно об истории градостроительного развития Ростова-на-Дону и других городов читайте на нашем сайте "Евразийские города онлайн".