Развитие евразийских городов: Черняховск
Сегодня в рубрике #r_for_research рассказываем про город Черняховск Калининградской области. Черняховском он стал только в 1946 году, когда вошёл в состав СССР после Второй мировой войны. До этого же носил имя Инстербург, был основан Тевтонским орденом в 1336 году, а потом перешёл во владения Пруссии. Уникальный город, переживший несколько больших этапов формирования и принадлежавший таким исторически разным странам. Зная всё это, нам было очень любопытно его изучать в исследовании «Развитие евразийских городов».
Эта история началась с того, что Тевтонский орден возвёл крепость на берегу реки Инстер, и уже вокруг неё сформировался типичный средневековый город Инстербург: с узкими рельефными улицами и очень плотной застройкой. Город стал ключевой точкой в войне крестоносцев с соседней Литвой, а ещё привлекал прусских правителей своей невероятной природой: лесами для охоты, живописными видами на реку и Нижнее озеро, и тем, что в близлежащих к Инстребургу землях разводили лошадей редких пород. Интербург процветал и благоустраивался.
В 1830-е годы через город было проложено шоссе, а в 1860-е – железная дорога. Это поспособствовало развитию промышленности, и в Инстербурге появились фабрики, машиностроительные и текстильные заводы, а ещё газовое освещение, водопровод и даже велосипедные дорожки. Именно здесь уже в 1927 году была проложена первая в Германии (в состав которой вошла Восточная Пруссия) троллейбусная линия.
Теперь переместимся в советский Черняховск, переименованный в честь командующего 3-им Белорусским фронтом И. Д. Черняховского. Город снова трансформируется: теперь его заполняют типичные микрорайоны с пятиэтажками, а ещё вырастают несомасштабные исторической застройке торговые центры. Однако большая часть регулярной застройки сохранилась, и благодаря этому сейчас у города есть высокий потенциал для формирования единой системы общественных пространств в историческом центре.