Азов: от крепости до промышленного города
Сегодняшний Азов – преимущественно промышленный небольшой город в Ростовской области, расположенный на берегу Дона. Однако этот город прошёл невероятно долгий, начиная с 1067 года, и увлекательный путь к своей современности.
В далёкие времена греки начали заселять территорию, на которой сейчас стоит Азов, и основали на ней крепость Танаис. Она стала самой северной из греческих колоний. Позднее это место, ставшее удачным торговым пунктом, завоёвывали венецианцы, генуэзцы и пизане, а потом и турки.
Азов становится крупным транзитным портом, связывающим торговые пути между Востоком и Западом, Севером и Югом. В XV веке турки Османской Империи напали на крепость и в 1475 году после долгой осады захватили её, превратив в турецкий форпост на юге России. Два века Азов назывался «Султанский рыбный двор» и «невольничий рынок», наглядно обозначая главные функции городского поселения.
Только с 1739 года Азов стал российским. К концу XIX века тихий провинциальный город Азов стал играть важную роль в российском экспорте хлеба. Россия в это время стала главным экспортером зерна в Европу. Помимо хлеба, из Азовского порта вывозили рыбу и рыбопродукты, осуществляли пассажирские перевозки. При этом сам Азов уже мало напоминал город, население его было малочисленным, да и сама территория не очень велика. В основном здесь располагались одноэтажные домики с камышовыми крышами.
Перенесёмся в Азов послевоенный: в городе активно восстанавливались промышленные предприятия и строились новые жилые дома. Начали строить и новые заводы – завод кузнечно-прессового оборудования и кузнечно-прессовых автоматов. Одним из крупнейщих предприятий Азова, да и всего Юга России в своей отрасли, стал оптико-механический завод.
Только в 1955 году в городе становится общедоступным энергоснабжение, начинает появляться комплексная жилая застройка со школами, детскими садами и промтоварными магазинами. Постепенно появляются пятиэтажки, девятиэтажки и другие жилые здания типовых серий.
Планировочная структура города довольно проста и отвечает задачам и возможностям прибрежного города: уличная сетка имеет плавную веерную структуру, улицы «север-юг» ориентированы на «воду», а «восток–запад» вытянуты вдоль берега.
В эпоху промышленного роста, а затем и индустриализации, город получил железную дорогу, соединяющую порт с центральной Россией. Сегодня она, как и в подавляющем большинстве городов, разрезает город, отделяя историческую часть от «новой». Вдоль железной дороги образовалась промышленная зона, надежно разделившая город на «до железки» и «за железкой».
Более подробно об истории градостроительного развития Азова и других городов читайте на нашем сайте "Евразийские города онлайн".