Развитие евразийских городов. Период VI: 1801-1917 гг. Часть I

От времени правления Александра I нам досталось немного городов, в основном это места расположения бывших гарнизонов во время Кавказских войн, как, например, города Грозный, Кисловодск и Черкесск.

Города при Николае I основывались на южных землях, присоединенных к России в результате войн. Во время его правления основаны Новороссийск, Сочи, Геленджик, Махачкала.

При Николае началось строительство железных дорог. Первая дорога пролегла из Петербурга в Царское село. Сегодня в подавляющем количестве городов Российской Федерации железные дороги являются главным разделителем в планировочной структуре города. А обеспечение связанности городских территорий, разделенных полотном железной дороги, – одной из главных проблем проектировщиков.

Важным последствием реформ Александра II стала смена формы торговли. До этого времени главным предприятием и площадкой оптовой торговли были ярмарки. Они служили основой процветания таких городов, как Нижний Новгород, Ярославль, Курск, Пермь и т. д. С закрытием ярмарок развитие этих городов приостанавливается. В городах растет розничная торговая сеть, появляются новые типы зданий, такие как торговые центры («Мюр и Мерилиз» в Москве, здание нынешнего ЦУМа).