Развитие евразийских городов. Период V: Российская империя. Пётр, Екатерина и эпоха дворцовых переворотов (1696-1801)
В процессе городского строительства Пётр сделал несколько нововведений, главным из которых стала «регулярность» планировочной организации городов. Идеалом такого подхода для него самого, а затем и для всех остальных должен был стать Петербург, который Пётр сразу объявил столицей и в проектировании которого участвовал лично, несмотря на участие и авторство приглашенного французского архитектора Жана-Батиста Леблона.
Второй новацией стали мануфактуры и заводы, которые начали бурно развиваться при Петре I и повлекли за собой образование рабочих поселений. Промышленность и жилье, совмещенные в едином городском образовании, тоже начались с Петра I.
Третья новация – новые дороги и новые водные маршруты, которые Пётр I начал строить и прокладывать. Самые известный – тракт Москва – Петербург (ныне М-10), который создавался как дублер Вышневолоцкой водной системы.
Екатерина внимательно отнеслась к проблемам городов. Ею были проведены несколько реформ: губернская реформа, реформа городского управления и городского планирования.
В 1763 году Екатерина подписала указ «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо». В результате были разработаны перепланировки для всех российских городов. Не все из них, к счастью, удалось осуществить, но во многих случаях живописная структура древних городов, где дома стояли «с прозорами», сохраняя вид на природу, храмы и окружение, была полностью утрачена.