Отчёт о научно-исследовательской работе «Методология и метод проектирования решений актуальных социальных проблем» (1985)

Примечание редактора: Ключевые слова этой статьи размещены в самом начале конспекта, кратко обозначающего суть публикации: «превращение науки в преобразующую силу». В этом была суть деятельности Т. М. Дридзе. Этот текст еще не описывает полный метод, но уже формулирует подходы к тому, что потом станет «основами социокультурного проектирования».

Превращение науки о социальном управлении в социально-преобразующую силу возможно лишь на основе гибкой технологии, предполагающей «реализацию последовательного ряда процедур, которые начинаются с определения цели и завершаются выполнением задач, порождённых этой целью». Такая технология должна, с одной стороны, учитывать неодинаковую степень управляемости различных социальных, экономических, и культурных процессов, протекающих в обществе, а с другой – включать в себя ряд последовательно связанных между собой стадий, ни одна из которых не может быть исключена из числа составляющих управленческого цикла без деформации последнего и снижения его эффективности.

Прогнозное проектирование – это завершающая стадия социального прогнозирования, включающая в себя разработку альтернативных образцов решений социальных и культурных проблем.

Цель прогнозного проектирования – достижение и поддержание сбалансированного режима функционирования взаимосвязанных звеньев всех уровней социальной организации общества, опосредствующих включение личности в общественную жизнь, во все виды координируемого взаимодействия людей для достижения социально значимых целей.

Прогнозно-проектная деятельность – это вид социально-практической деятельности, направленной, с одной стороны, на выработку и внедрение реконструкций и нововведений, а с другой – на предсказание и оценку возможных социальных последствий тех или иных технико-экономических, социальных, культурных, экологических и прочих инновационных управленческих мероприятий.

«Прогнозно-проектная деятельность ставит исследователя-проектировщика (социолога, социального психолога, культуролога) в позицию третейского судьи, призванного изыскивать альтернативные и, как правило, компромиссные решения проблем, ставших предметом двустороннего обсуждения между субъектами управления и субъектами образа жизни».